Социальное пространство в современной среде существования человека занимает ключевое место, что обусловлено возросшими внешними угрозами развития общества. Это пандемии, гражданские войны, вооруженные конфликты, противостояние политических структур, которые в общем влияют на поведение общественных масс и будоражат сознание молодого поколения вседозволенностью и социальной свободой. Как следствие, молодежь сталкивается с потоком информации в социальных сетях, в Интернете, в других телекоммуникационных средствах массовой информации.
Особенно такому влиянию подвержены школьники, студенты колледжей, обучающиеся младших курсов вузов в силу возраста и только формирующего сознания. Очень часто ближнее окружение (семья, круг друзей, школа, вуз) предлагают разные по своей сути социальные ориентиры, нормы и правила поведения.
Так семейные традиции, обычаи, устой ориентированы на всестороннее развитие личности. Затрагивают ценности, внутреннюю культуру, черты характера, индивидуальные особенности, актуализацию, адаптационные возможности, уровень образованности, социализацию.
Образовательная среда не только способствует воспитанию обучающегося вуза, колледжа. Она стремится к формированию профессиональных умений, компетенций, стиля существования в обществе, квалификационным возможностям будущего молодого специалиста.
Школьное пространство готовит молодого человека к социализации, адаптации в обществе, дает уровень общих знаний для будущего профессионального роста.
Но особо разнообразна внешняя среда молодого человека. Это пространство заполнено информацией, социальными связями людей, критериями, затрагивающими интересы разнообразных сообществ и групп, которые не только стремятся к прогрессу человека, но и могут способствовать кризису личности, социальной дезадаптации, замкнутости, нереализованной открытости.
Как известно для гармоничного развития человека необходимо трехстороннее развитие его тела, души и духа. Задача государства, отдельных общественных структур должна быть направлена именно на такое воспитание. Менталитет нации, духовные скрепы, передаваемые из поколения в поколение духовные ценности, нравственные позиции должны обязательно укреплять и приумножаться. Именно тогда возможно развитие поколения станы, а не его деградация и полное вымирание. Обществу нужно совершенствование.
Представляется важным соблюдать следующие ориентиры:
- Цель современной средней школы состоит в воспитании духовной, нравственной личности учащегося, способного к саморазвитию, принимающего идеалы добра. Важно признание определяющего значения духовных ценностей в осуществлении педагогического процесса.
Следует развивать традиционное представление о целостности не только отдельно взятого человека, но и мира в целом, а образование строить на основе исторически сложившихся духовных начал национального самосознания. - Основным отношением педагогического процесса является взаимосвязь «деятельность педагога – деятельность учащегося». Это взаимодействие успешно для двух сторон только в том случае, если является значимым для самого молодого человека. Роль педагога в разных ситуациях состоит либо в педагогическом воздействии, взаимодействии, либо в педагогической поддержке.
-
Необходимым компонентом условий формирования личности подрастающего поколения является семья. Она должна определять цели, смысл, содержание образовательной деятельности, быть участником педагогического процесса.
-
Большое значение в педагогической системе имеет психологический климат и духовная близость. Это способствует нормальному развитию субъективности молодежи. Уровень социальной адаптации свидетельствует о сложившихся или отсутствующих доверительных отношениях между участниками образовательного социума. Уровень социального одиночества определяет вероятность появления значимых для развития взрослых или сверстников, отношения с которыми влияют на самооценку молодого человека.
-
Создание комфортных пространств приводит к саморазвитию и самосовершенствованию, социализации и формированию культуры и традиций. Внимание к внутреннему миру человека дает возможность его близкому окружению стать значимым и влияющим на его поведение и культуру.
- Уровень эффективной деятельности внешней среды зависит от скрытых факторов (уровня доверия/недоверия, степени персонализации среды). Необходимым условием реализации устойчивых духовных связей является личная зрелость и такт взрослого или наставника, родителя, воспитателя.
Эффективное развитие молодого поколения и его социальное здоровье возможны в случае социальной активности, профессиональных достижений, коммуникабельности, при взаимопонимании и социально-психологической поддержке. При этом одним из факторов риска выступает образовательная среда. Состояние замкнутости среди учащихся школ гораздо выше обучающихся вузов в силу своеобразности педагогической системы, возраста и меньшего количества социальных связей. Особенная среда учебных заведений может быть иной, чем внешние факторы и общественная среда. Это отражает специфику образовательных приемов, средств и форм обучения и воспитания.
Для устранения возникшей проблемы, родителям и близким необходимо овладеть определённым объёмом знаний и приобрести соответствующие навыки. Важно изучить предметно-пространственную среду учебного заведения, использовать взаимозаботу в семье, строить с детьми духовные связи, основанные на чувстве любви, знать культуру и традиции вуза, школы или колледжа. Это позволит сохранить психологическое здоровье близких и повысить их успеваемость.
К числу неустранимых проблем относится проблема выявления среди сверстников влияющих на них внешних факторов, таких как лидеры мнений, реклама, манипулирование сознанием масс и тому подобные действия. Критериями личности становятся психическое и психологическое здоровье. Первое связано с душевными возможностями и силами ясно мыслить, четко действовать, волевыми усилиями принимать решение, ставить цели и их реализовывать. Психологическое здоровье нацелено на умение приспосабливаться, развиваться в предложенной среде. Оно отражает способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Поэтому в саморазвивающемся социальном пространстве добиться успеха может человек, наделенный психологическим здоровьем, в устойчивом эмоционально-нравственном состоянии и желании развиваться. При этом немаловажное значение имеет наличие значимых близких, продвигающих молодого человека к развитию в комфортном обжитом пространстве.
Самостоятельному индивидуальному развитию человека способствуют духовно-нравственные ценности, которые нивелируют разницу между внутренними установками и социальными нормами, определяя собственную значимость и предназначение в обществе. Духовное воспитание, в таком случае, смиряет человека, добродетели формируют смысл существования, послушание, трудолюбие ведут к цели, любовь и забота о ближнем приводят к духовному росту и спокойствию.
Следовательно, социальная среда и ее влияние на формирование личности молодых людей становятся актуальным вопросом развития общества и его социальных институтов – семьи, значимых близких, учебных заведений и различных социальных организаций. Позитивный процесс развития возможен при взаимодействии всех элементов внешней и внутренней среды молодого поколения при контроле соответствующих показателей психического и психологического здоровья и их детерминант.
2 Comments on “Формирование личности современной молодежи под влиянием социального пространства”